Тип похода |
Водный (рафты: 2 пассажирских + 1 грузовой) |
|
Состав |
Вова + еще 11 участников + 4 проводника |
|
Время |
2006 г.: 2 – 4 июня |
GPS
|
Назад
|
Дневник водного похода по
реке Лух, организованного туристической фирмой «Команда Горький» (г.Нижний
Новгород) в начале июня 2006 г.: Фролищи – р.Клязьма –
д.Олтушево |
Выражаем нашу глубокую
благодарность команде проводников: Маше, Алексею, Сергею, Александру.
Организация тура, знание своего дела, и контакт с участниками – выше всяких
похвал! Сокращения: С, Ю, З, В, СЗ…и т.д. – стороны света. Район похода –
Гороховецкие леса, они же – Мугреевские, они же – Лухское Полесье. Это огромный,
по меркам Средней Полосы России лесной массив, практически ненаселенный.
Находится на стыке Владимирской, Ивановской и Нижегородской областей. С Ю и, частично, с З
органичивается рекой Клязьма. На В подходит
почти вплотную к границе Нижнего Новгорода. В
часть Мугреевского леса занимает огромный Гороховецкий полигон сухопутных
войск, это примерно 1/5 леса. Мугреевский лес
представляет собой плоскую низину с обилием болот. Почвы песчанные,
преобладают сосновые боры, много боров-беломошников. Лух-крупнейшая река
Мугреевского Леса, пересекает его насквозь с С
на Ю . Лух берет начало за пределами леса, в
Ивановской области, впадает в Клязьму 1,5 км к СВ
от д.Олтушево. Река течет в песчаных берегах, течение медленное, русло очень
сильно петляет, много стариц,особенно в низовьях. Почти на всем протяжении (в
рассматриваемом районе) Лух течет в сплошном лесном коридоре. Вода в реке
торфяная, светло-желтая. По берегам – обилие великолепных пляжей из белого
песка. Для водных походов Лух –
исключительно простая река, доступная для начинающих. По берегам очень много
удобных мест для стоянок. В сочетании с красивейшей природой и практически
полной ненаселенкой, Лух представляет собой очень удобный и простой вариант
для всех категорий туристов, в т.ч. и для походов с детьми. Единственный фактор, требующий некоторого внимания –
обилие топляков в русле, за ними надо следить. В конце мая 2005 г.
обстоятельства у меня сложились так, что на время я остался в полном
одиночестве. Решил примкнуть к какому-нибудь т.н. «коммерческому походу»,
через какую-нибудь турфирму. Нашел в интернете неплохой вариант: турфирма «Команда Горький» из Нижнего Новгорода
организует водный поход по реке Лух. По Луху я хотел сплавать давно, здесь
единственным недостатком было то, что поход должен был длиться всего 3 дня,
по сути это и есть – поход выходного дня (ПВД). Но, по времени, у меня,
по-другому, и не получалось, так что решение было принято. |
31.05.06. Отъезд из Москвы, поезд № 062, Москва-Н-Новгород, отправление: 14-00. Место сбора – офис «Команды Горький» в Нижнем Новгороде. Прибывающих из Москвы представители фирмы встречали на вокзале, и прямо оттуда везли на Лух к месту стапеля. Я решил приехать днем раньше, чтобы осмотреть город. Ночлег заказал заранее через туроператора (офис «Команды Горький» находится на 1-м этаже общежития какого-то нижегородского завода, там я и провел 2 ночи). Самый удобный поезд от Москвы до Нижнего - № 022 «Нижегородец», отправлением из Москвы в 23-40, в 07-18 прибывает в Нижний. Решив оставить целый день в запасе, я выехал поездом № 062 «Буревестник-1», в 14-00 и прибытием в 18-42. Дневной поезд идет на порядок быстрее. Вагоны – «сидячие». Рядом с вокзалом в Нижнем – станция метро (по московским меркам – практически пустое, очень прохладное, пахнет не резиной, а влажным бетоном), проезжаем 5 остановок до станции «Пролетарская». Выходим на пр-т Ленина, если встать лицом к центру города, то направо будет ул.Грекова, далее – ехать любым автобусом, все они проезжают Мызинский Мост через Оку. Противоположный берег очень высокий и обрывистый, поросший лиственным лесом. На склонах берега находится парк «Швейцария», очень симпатичное место. Если оглянуться с этого берега назад, окажется, что за спиной и внизу, на противоположном берегу (немного левее, западнее) остался знаменитый Горьковский Автозавод, и весь автозаводской район, своего рода город в городе. Были даже бредовые проекты: разделить город на собственно Нижний Новгород, и отдельно Автоград или как там его хотели назвать….Бог миловал! За мостом – остановка. Переходим пр-т Гагарина, по нему - налево, далее 2-3 остановки на автобусе до ул.40 лет Октября (на эту улицу будет поворот направо). Ориентир остановки – главный вход в парк, что слева от дороги, по которой шел автобус. Примерно 150 м по ул. 40 лет Октября – и справа будет д.1а, где и есть офис «Команды Горький». Вот так можно добраться до них своим ходом, это менее часа от вокзала. Остаток вечера хватило на то, чтобы облазить «Швейцарию». |
01.06.06. Нижний Новгород. Большой 2-х миллионный город на слиянии Оки и Волги. В месте слияния, на «Стрелке», на левом берегу Оки – речной грузовой порт и огромный Михайло-Архангельский собор. На правом берегу, на высоком крутом холме – Нижегородский Кремль и Площадь Минина перед главными воротами. Это - исторический центр. Из Кремля открывается очень красивый вид на Волгу, на другом берегу города нет, там на 10 км тянутся старицы, протоки, заливные луга. За ними – бескрайние Керженские леса до самого горизонта (река Керженец, текущая в их глубине – еще один очень хороший тур нашего оператора, на 10 дней. Жаль, что не вписался туда на этот раз!). На ЮВ просматривается город-спутник Нижнего – Бор. Летом туда ходят катера с речного вокзала, своего рода паром. |
Поразило то, что на высоком, продуваемом кремлевском холме, в центре города летает мошка! Что же будет на Лухе?! Исторический центр – старой застройки, русского купеческого облика. Кое-где сохранились большие деревянные здания. От пл.Минина идет ул.Б.Покровка, старой, очень симпатичной застройки. Улица пешеходная, на каждом шагу – кафешки, ресторанчики, магазины, салоны. Аналог московского Арбата, но без арбатской придури, улица гораздо более приятная, и какая-то домашняя! Впрочем, такое же ощущение и от всего центра города. |
||
Любопытный момент: в городе есть двойник памятника Минину и Пожарскому, что на Красной Площади: установлен у подножия кремлевского холма. Точная копия, один в один! |
||||
По высокому берегу Волги, продолжению кремлевского холма, идет. Верхневолжская набережная, в общем-то это бульвар, с прекрасным обзором на Заволжье. Бульвар заканчивается горнолыжным трамплином. Общее ощущение: у города может быть большое туристическое будущее! При грамотном подходе и нормальной обстановке в стране, лет через 50 туда можно будет ездить, как, скажем, …..в Прагу! В этот день наступило настоящее лето, солнечно, жарко. Масштабы миллионного города, третьего мегаполиса России, я прочувствовал по-настоящему, когда опоздал на последний прямой автобус от исторического центра, и до общаги пришлось добираться правдами и неправдами на всяких перекладных, по бесконечным ночным улицам. 02.06.06. Нижний Новгород – Фролищи ( 110 км на автобусе), Фролищи – точка (N 56° 21’34,6215; E 42° 33’59,9953), 14 км. В глухой тайге подчас
бывает сложно выделить какой-то именной ориентир. Ни кола ни двора, лес да
лес кругом, и река повторяет свои изгибы, которые – как близнецы-братья.
Поэтому пункты отсчета пути порой приходится определять просто как точку с географическими координатами. |
||||
Трехдневный сплав по р.Лух начинается от поселка Фролищи, это один из немногих населенных пунктов Мугреевского леса. Туда ведет асфальтовая дорога, и есть автобусное сообщение с Джержинском. Кроме того, туда идет ЖД-ветка от ст.Ильино Горьковской ЖД, и, время от времени ходит пассажирская «кукушка», по расписанию – 2 раза в сутки. Но это очень ненадежный транспорт – вместо пассажирского рейса «кукушка» запросто может уехать….за дровами! Так что самостоятельную заброску все-таки лучше делать на автобусе, который пока что не отменили. Также есть возможность договориться в Дзержинске с частниками. От Нижнего Новгорода до Фролищ – 2 часа езды. Поселок расположен в самой середине Мугреевского леса, четко на границе Владимирской, Нижегородской и Ивановской областей. Когда-то там жило много народа, был образцовый военный лесоперерабатывающий завод. Сейчас это – вымирающий поселок, медвежий угол, Богом забытый край. |
||||
Проходящим маршрут
самостоятельно: находясь во Фролищах, присматривайте за своими вещами с
усиленным вниманием! Дело не в бедности населения и хронической безработице,
хотя и это имеет место. В поселке в последнее время сложилась нехорошая
социальная обстановка. Дело в том, что некие риэлтеры скупают квартиры маргиналов
в Нижнем Новгороде и Дзержинске, продают им за копейки жилье во Фролищах,
разницу те благополучно пропивают, а потом промышляют, чем получится.
Нормальные люди, в большинстве своем, стараются отсюда уехать. Фролищи
постепенно превращаются в поселок полубомжей. Так что – еще раз – аккуратнее там!
Справедливости ради скажу, что про инциденты с туристами мы ни разу не
слышали. Но место стапеля «Команды» все-таки вынесено за пределы поселка, и
это правильно! |
||||
Проехав полуразрушенный Флорищенский монастырь (это не опечатка, именно «ФЛО», а не «ФРО», такой языковый нюанс) и часть поселка, отъезжаем от Фролищ еще 2 км к месту стапеля. Там уже давно кипит работа: готовятся рафты, укладывается снаряга. Наши проводники подъехали туда заранее. Уже, практически все готово, на берегу организован легкий перекус, затем укладываем личные вещи в гермомешки. По-хорошему, сплав от Фролищ – половинчатый вариант, путь от середины Мугреевского леса. Лух входит в сплошные леса 50 км выше, |
||||
в районе пос.Талицы Ивановской обл. А полноценное плавание по Луху и вовсе начинается от пос.Лух, куда можно доехать на автобусе от ст.Вичуга. Путь оттуда до впадения в Клязьму займет где-то 14 дней. А наш поход – это, по сути, все-таки поход выходного дня. Но, тем не менее, проходит по одному из лучших участков реки. Рафт «Команды Горький» может принять на борт до 10 человек. Нас, туристов – 12 чел., плюс 4 проводника. Мы плывем на 2-х пассажирских рафтах, 3-е судно загружено общественной снарягой, продуктами и всем необходимым, управляется одним из проводников (на рафт установлена |
||||
рама с уключинами и 2 весла). Точно таких же групп (2 пассажирских и 1 грузовой рафт, и около 16 человек) в этот заезд плывут еще где-то 4 или 5, на обед и на ночлег каждая группа останавливается отдельно, хотя и не на слишком большом удалении друг от друга. В нашей группе – трое детей, скорешились между собой моментально, а родители с ними, что называется, и горя не знали! Также на борту есть двое иностранных граждан: девушка – архитектор из Гамбурга, и мужик – шеф-повар из какого-то городишки недалеко от Лондона. Девушку звали Бритт, мужика – Крис. По-русски оба – ни бум-бум! Вместе путешествуют уже давно, были в пустыне Гоби и еще Бог знает где….Вот теперь решили съездить в Россию, после Луха поедут на Байкал…..нет, ей-Богу, молодцы ребята! По-хорошему помешаны на диком туризме. Вообще-то я попал в группу нижегородцев, так сказать, местных. Москвичей и прочих приезжих забрали сразу же с вокзала – и организованным порядком во Фролищи. И сразу же - на свои рафты. Отдельным автобусом привезли корпоративную команду – сотрудников нижегородского отделения фирмы «Протек» (фармацевты). А я прибыл к офису, где комплектовались, в основном нижегородцы. Ну и замечательно: надо общаться с людьми из регионов, своими-то еще накушаюсь! И впоследствии ни капли не пожалел: отличный народ! |
||||
Лух течет в песчаных берегах среди сосновых лесов. Солнце, жарко. Сплав – очень неспешный, порой просто плывем по течению. Откровенный расслабон! Но так тоже иногда надо! А запас времени и характер пути вполне это позволяют. Немного допекает мошка. Несколько позже, на стоянке, я спросил проводников: как в этом году обстановка с кровососущими насекомыми по сравнению с обычной для Луха? Они отвечали, что обстановка просто отличная: часто в это же время все котлы и посуда забиты мошкой, а люди не могут ни минуты стоять на месте: сожрут их насекомые! Если честно, Лух – слишком простая река для такого судна, как рафт. Видимо, фирма использует их просто из соображений удобства. Примерно в 17-00 встаем на ужин и ночлег. Сосновый бор на длинном мысу, шикарный пляж. Стоянка большая, рассчитанная на солидную группу. |
|
Поставив палатку, ловлю себя на том, что делать больше и нечего! Обычно ведь как: надо готовить дрова, делать костер, варить ужин. Здесь всё делают проводники (прошу прошения, здесь они именуются «гиды». С их позволения я впредь все-таки буду употреблять свой термин: в слове «гид» мне почему-то слышится нечто матрасное!) Непривычно как-то. Сначала была мысль немного помочь им, потом решил, что скорее буду только мешать: у них все доведено до автоматизма! Разведаем лучше лес. |
Буквально в 2-х шагах от лагеря исчезают всякие тропинки. Помню очень похожую на Лух реку Пра в Рязанской Мещере: там по берегу обязательно шла хоть какая-нибудь тропинка: охотников, рыбаков, туристов. Здесь – нехоженый лес. Очень много звериных следов. Вода в Лухе все еще холодная, хотя, конечно, не ледяная. Иду с купания. |
||
Культурная программа |
Бритт и Крис |
|
«Холодно?» - спрашивают иностранные ребята (по-английски, конечно). «Не то, чтоб холодно, но прохладно» - отвечаю им. Вечером – костер, гитара, культурная программа, все, как положено. Ночь теплая, ясно. |
03.06.06. Точка (N 56° 21’34,6215; E 42° 33’59,9953) - точка (N 56° 16’ 6,5985; E 42° 30’ 30,9674), 20 км. |
|||
Солнце, жарко. Выход – около 11-00. Тот же лесной коридор, те же сосны, песок. Лух весь такой (по крайней мере, на территории Гороховецких Лесов). Здесь нужно просто смотреть по сторонам, любоваться, расслабиться духовно (да во многом и физически, если никуда не спешим), и радоваться жизни. Иногда можно подгребать веслом (самостоятельные туристы, все же немного следите за топляками!). Между тем, пляжи по берегам становятся шире, песка больше. Песок - ослепительно белого цвета, на некоторых фото иногда он даже похож на снег. На одном таком пляже (совершенно огромном, я такие у нас видел только в Анапе) мы специально остановились искупаться (несмотря на всё еще холодную воду. «Coldly?” “Not coldly, but cool!”, традиционный диалог между евразийскими соседями), и немного |
|||
сыграть в волейбол. У наших проводников есть в общем пользовании (на 4 или 5 туристических команд) сверхмаленькая байдарка, эдакий триал-вариант, не знаю, как она правильно называется. Человек чуть ли не в 2 раза больше ее, предназначена исключительно для водной акробатики, чем ребята и развлекаются во время пути, в свободное от обязанностей время. Хотел было попросить попробовать, но в пути как-то неудобно, а на стоянках слишком увлекала разведка берегов J! |
|||
Путь продолжается. Издали доносится звук бензопилы, не столь частый в этих краях. Впереди будут остатки старого моста на ур.Почайку, ныне, по последним данным, необитаемое. Там реку преграждает огромный сплошной завал, образованный скоплением топляка, зацепившегося за остатки свай бывшего моста, что на грунтовухе от Почайки до оз.Алжанец. 5 лет подряд в этом месте разгружались рафты (как, впрочем, и все остальные плавсредства), и путники делали обнос завала. |
||
Проводники рассказали нам, что в данный момент фирма прислала туда большую рабочую команду с инструментарием, и сейчас там идут работы по разбору завала и прочистке русла от топляка. То есть, приняли решение ликвидировать препятствие. Мы, на всякий случай, морально подготовились к обносу. Неизвестно еще, в какой стадии работа на данный момент. Но, подплыв, стало ясно, что завал частично разобран (размеры его, действительно, впечатляют!). Работа еще кипит. Но, взявшись за борта, притопляя отдельные бревна, рабочие аккуратно проводят сквозь древесно-водяную кашу первый |
||
рафт. Затем провели и остальные. Обнос делать не пришлось. На обед останавливаемся в красивом корабельном бору в излучине реки. Женщины еще как-то |
||
пытаются участвовать в готовке обеда, видимо по добросовестной привычке, хотя никакой надобности в этом нет. А вот рубить дрова здесь – уже, вроде бы, и не совсем хорошо, тем более, что вся готовка – на газе. (хочу заметить, что у «Команды Горький» стоянки, что называется, «пригретые», многолетние. Кстати, все отходы жизнедеятельности тут же закапываются глубоко в землю, так что всё путем!) Итак, до обеда ухожу в лес, предупредив проводников. Впрочем, далеко уйти – нереально, пути отрезает сам Лух, донельзя извилистый. В лесу опять – |
||
море звериных следов. Ближе к вечеру встаем на очень широком песчаном пляже. Лес вокруг – опять нехоженый. Единственная тропинка – пардон, к отхожему месту, которое сразу и опознать-то сложно, уж очень экологично выглядит. |
||
Чуть-чуть в глубине леса – старицы и протоки, березово-осиновое чернолесье, в отличие от сосново-песчаного берега. Всюду следы работы бобров. А позже обнаруживаем и их самих: около 5 голов, и, даже, слышно, как те грызут кору. Хоть издалека, но удалось немного понаблюдать за их работой. |
Вечером, после стакана водки (представьте себе, все предусмотрено фирмой! А мудро. В первый день незнакомые ранее люди достаточно легко преодолевают психологический барьер, а далее – все по накатанной!) вдруг откуда-то вспоминаю английский, и ухитряюсь рассказать зарубежным гостям (с картой-километровкой в руках), откуда и куда мы плывем, да что это за лес, да чем знаменит, да какие звери и птицы тут живут, да краткую историю края……в ответ послушал их рассказы про себя, чем они по жизни занимаются, да что они в России видели-повидали, да что еще увидеть собираются….Вообщем, душевно пообщались. Ночь теплая, начинает моросить дождь, но быстро перестает. В Лухе плещется рыба. 04.06.06. Точка (N 56° 16’ 6,5985; E 42° 30’ 30,9674) - Олтушево, 17 км. |
||
Солнце, жарко. Некоторые участники уже успели пострадать от солнца, пришлось применить пантенол (полный комплект медикаментов у проводников также в наличии). Выход – около 10-00. Ближе к низовьям, сосновые боры по берегам Луха начинают перемежаться дубравами, и постепенно полностью замещаются ими. На одной из стоянок на берегу стоит деревянный идол, известный на реке ориентир. Еще ниже – исчезают и дубравы, вытесняются ивняком. На берегу большого пойменного озера устраиваем последний обед. Очень жарко. В отличие от предыдущих дней многие участники полезли купаться. И действительно: вода заметно потеплела, вылезать сразу уже не хочется. От обеденной стоянки, в ивовый лес (вдали от берега переходящий в дубовый) уходит тропа, заросшая высокой травой. Присматриваюсь: да это не тропа, а старая-старая колея. Судя по карте, идет в брошенную деревню Егорий (это деревня так называется). |
||
До впадения в Клязьму остается всего ничего. Ивы становятся ниже, переходят в кустарник. Вдали синеет Гороховецкий Кряж – это уже на том берегу Клязьмы. И тут-то Лух становится самым извилистым за весь путь, и последний километр перед устьем выделывает совершенно немыслимые петли среди кустарниковых берегов. Народ еще 2 – 3 раза успевает остановиться и искупаться. Устье Луха. Клязьма кажется непривычно широкой, сразу же появляется ветер и волна. Бросается в глаза мутно-серый цвет клязьминской воды, в отличие от прозрачной, желтоватого цвета воды |
||
Клязьма, сзади – устье
Луха |
||
Луха. На противоположном берегу Клязьмы уже сушатся 3 рафта. На большом поле за цепочкой прибрежных кустов уже стоит готовый транспорт, и идут работы по подготовке снаряги к погрузке. Время – около 16-00. Просушка-разборка-укладка рафтов будет продолжаться еще пару часов. Этим, как водится, займутся проводники. |
||
А наше дело – достать личные вещи из гермомешков, сдать палатки – коврики – спальники – и на посадку. Ну, естественно, сфотографироваться на память! ПАЗик пересек поле антистапеля (кстати, весь Нижний и вся область ездят исключительно на ПАЗах – региональная политика!), проехал через Олтушево и стал медленно подниматься вверх по склону Гороховецких Гор. Высота склона – не менее 80 м, скорее всего, еще выше. Постепенно в стороне Луха открывается потрясающей красоты картина: сплошной океан лесов уходит за горизонт. Невозможно поверить, что это – Европейская Часть России! В 18-00 автобус заканчивает путь возле офиса компании. До московского поезда еще 5 часов (поезд № 021 «Нижегородец», отправлением 22-45, прибытие в Москву 06-10), так что времени хватает с запасом. Как вариант: возле касс ЖД-вокзала всегда толкутся водители «Газелей» и набирают пассажиров до Москвы по цене, чуть дешевле плацкартного билета. Что для меня не актуально: билеты в кармане заранее. Третий город России отдает в ночь накопленный за день жар асфальта. А по красным от солнца рукам со следами пантенола ползает вездесущая нижегородская мошка…. 05.06.06. Прибытие на Родину. ИТОГО: 3 дня пути, пройдено
51 км. Вова.
Нижегородская – Владимирская обл., июнь 2006г. |
GPS
|
Назад
|